Великое путешествие котлов: как доставить 7-тонные агрегаты туда, где нет дорог 

Село Яр-Сале, центр Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, расположено на 250 км за Полярным кругом.  Сюда не ведет ни одна дорога, а добраться можно только по воздуху, реке или зимнику – это когда болотистая земля промерзает на метр в глубину, покрывается снегом, и по ней накатывается трасса. Сюда, преодолев тысячи километров по земле и воде, приехали два новых  котла Viessmann, чтобы заменить устаревшую технику в котельной № 3 на новые современные агрегаты и обеспечивать жителей теплом в отопительный сезон с конца августа 2018 по начало июля 2019 года. 

В переводе с ненецкого "Яр-Сале" означает "песчаный мыс". Поселок, основанный в 1927 году, уникален: здесь живут тундровики-оленеводы, в Яр-Сале заготавливают оленину, в том числе и на экспорт. Население села постоянно растет. Здесь холодно, а большую часть года – очень холодно: в период с ноября по февраль температура воздуха опускается до минус сорока градусов, а отопительный сезон длится 10 месяцев. Поэтому вопросы обеспечения теплом стоят остро: отопительный сезон начинается уже в начале сентября.

Агрегаты котельной № 3 в Яр-Сале точно не пережили бы предстоящую зиму 2018-2019 гг. – произведенные в начале 2000-х годов они давно перестали справляться со своими обязанностями на 100%. До старта нового отопительного сезона их обязательно нужно было заменить.

– Для котельной № 3 села Яр-Сале было выбрано оборудование серии Vitomax 100 типа М148. Это водогрейные котлы низкого давления с оптимально подобранной топкой, предохранительными и регулирующими устройствами. Они производятся в России, на заводе в Липецке, –  поясняет региональный представитель Viessmann Игорь Дорощук. –  Vitomax 100 – это современные котлы с автоматикой, работающие как на газе, так и на жидком топливе с КПД до 91,5%. Их отличительная черта – большое водонаполнение – почти 5 кубометров – для эффективной естественной циркуляции и гарантированного отвода тепла. В качестве опций имеются комплект повышения температуры обратной магистрали, теплообменник, запорная заслонка уходящих газов и шумоглушитель уходящих газов. Немаловажным критерием является экологичность данной серии – при оптимальных показателях теплонапряженности топки и правильно подобранной горелке топливо сжигается с низким выделением окислов азота, а это очень важно в такой хрупкой экосистеме как тундра.

С завода-изготовителя в Липецке котлы Viessmann Vitomax 100 стартовали 24 июля. Огромные, мощные, весом по 7,3 тонны и длиной по 5 метров каждый, они практически целиком заняли еврофуру. Чтобы проще было представить размер агрегатов: примерно как автомобиль "Соболь", только по весу в три с половиной раза больше.

– На заводе в Липецке котлы загрузили в фуру с помощью крана-балки и отправили в Тюмень, в речной порт, – рассказывает Артем Черных, ООО "Центр-Тепло", руководивший операцией по доставке котлов на Крайний Север.  – За три дня они преодолели 2100 километров, дальше путь был только по воде.

Громадный портовый кран в Тюмени максимально аккуратно и бережно выгрузил два Viessmann`а сначала на специальную площадку, а потом переместил на баржу. Филигранная работа – не ударить, не уронить, не испортить  неосторожным движением тонкую автоматику Vitotronic, которая отвечает за управление всеми регулирующими и защитными устройствами котла. Процесс разгрузки-погрузки занял несколько часов. Теперь предстояло плыть 1800 километров по реке на Север.

– Баржа с котлами шла до причала Яр-Сале две недели, – вспоминает Артем Черных. – Мы всей компанией следили за процессом транспортировки с самого начала, переживали, ждали отчетов с этапов. Когда я прилетел в село и увидел, что баржа уже стоит на причале, это было невероятное чувство: мы это сделали, все доплыло, ничего не утонуло, доставили в целости, сохранности и вовремя.

И снова перегрузка, с баржи на машину: к причалу подогнали 25-тонный кран и два Viessmann`а снова оказались в фуре, которая должна была доставить их в котельную № 3. Следом шёл грузовик с комплектующими.

Дорог в привычном понимании этого слова в селе нет – асфальт на болотистой почве не держится. Есть два направления, выложенных бетонными плитами. Здесь и случился небольшой форс-мажор: на участке, где отсутствовали плиты, грузовик с комплектующими слетел с дороги в кювет, не удержавшись на насыпи. Все обошлось, машину быстро вытащили, и она без приключений добралась до котельной – ни один винтик из набора комплектующих не пострадал.

Проезд машины с котлами получился торжественным: оборудование прибыло в Яр-Сале, когда на центральной площади отмечали День строителя, поэтому новые Viessmann`ы для котельной № 3 встретило все село.

– Когда мы приехали, там было всего +7 градусов, – рассказывает Артем Черных, – поэтому буквально на следующий день сотрудники котельной начали монтажные работы по установке оборудования. И 28 августа 2018 года село Яр-Сале, как и все населенные пункты ЯНАО, отчиталось о полной готовности к отопительному сезону. 

…Почти 4000 километров по земле и воде. Шесть перегрузок. Две с половиной недели в пути – с 24 июля по 12 августа. Это был настоящий вызов. Первый опыт такой далекой поставки, после которого стало понятно: в любую точку на карте, до которой можно доехать по дороге, зимнику или доплыть по воде, специалисты могут доставить надежное оборудование Viessmann.